В Мастерской театрального искусства “Сузір’я” поставили спектакль “Ассо и Пиаф”.
БИОГРАФИЯ непостижимой Эдит Пиаф продолжает вдохновлять современных творцов. Премьерный спектакль создан по пьесе украинского драматурга Олега Миколайчука-Низовца.
Режиссер Тарас Жирко подошел к постановке без портретного грима, хотя с сохранением реальных фактов. Режиссера больше интересовало не воспроизведение истории из жизни певицы. Его привлекла возможность представить собственное видение незабвенной личности. Тарас Жирко вместе с актерами смоделировали одну из тысячи версий: как это могло быть.
Об этом замысле постановочной группы рассказал в традиционной для “Сузір’я” преамбуле к спектаклю художественный руководитель театра Алексей Кужельный. И все поняли, что не следует сличать актрису с оригиналом и уповать на абсолютную достоверность событий. Однако все же пусть не исторически, но эмоционально убедительным спектакль должен быть. Он такой и есть, но, как говорил Аркадий Райкин, “в некоторых местах”. По крайней мере, не в начале. Первые мизансцены, честно говоря, приводят в ужас. Прекрасно понимаю, что режиссерско-актерской задачей было показать, как Пигмалион, то есть поэт-песенник Реймон Ассо, лепил Галатею из “гадкого утенка”, уличной исполнительницы Эдит Пиаф. Однако когда на сцену с невероятным шумом и кривляниями выбегают Дуду (короткое имя Эдит) и ее сестра Симона, закрадывается сомнение в том, что они являются певицами. Гораздо больше напоминают девушек другой профессии, тоже связанной с улицей, а точнее, с парижской площадью Пигаль. Активнее всех переигрывает исполнительница главной роли Оксана Батько. Актриса Театра имени Франко не принимает во внимание законов камерной сцены, отсюда и форсирование голоса, и переборы в мимике, жестах, поведении – одним словом, чрезмерная театральность. Лишь в конце спектакля в манере игры актрисы появляется больше искренности.
К счастью, другое сценическое поведение демонстрирует исполнитель роли Реймона Ассо – Евгений Нищук. Актер имеет опыт работы на сцене “Сузір’я”. Многие театралы успели не один раз посмотреть его в роли Сергея Есенина в спектакле “Мне тесно в имени своем” по пьесе Татьяны Иващенко. Его новая работа также довольно основательна. Актер рисует интересный характер человека, умеющего разглядеть талант и любящего зажигать новые звезды. Филигранно, без лишнего пафоса Евгений Нищук сыграл эволюцию судьбы своего героя. Первый этап – создание песен для певицы со скандальной славой, работавшей в кабаре “Жернис”, уверенность в ее большом будущем (“Она – из того теста, из которого лепят звезд”, – заявляет герой). Затем Ассо становится ее импрессарио, ставя целью научить всему, что должна знать настоящая артистка. Потом – любовь, которая, к сожалению, не стала счастливой. Влюбленность в Эдит – сначала как певицу, а со временем как в женщину, разрушение брака, достижение цели (ошеломляющий успех Пиаф на концерте в лучшем парижском мюзик-холле “АВС”), фронты Второй мировой и потеря любимой – такая жизненная драматургия Реймона Ассо разыгрывается на наших глазах, рождая искреннее сопереживание.
Непривычна сценография спектакля. Местом действия становится не только сцена, а и часть зала, вдоль которой стоят ряды стульев. На этом “отвоеванном” у зрителей пространстве герои выясняют отношения и... танцуют, когда их переполняют чувства. Сцены любви решены балетмейстером Ольгой Семешкиной в своеобразной пластической форме. В спектакле звучат мотивы песен из репертуара Эдит Пиаф и авторская музыка Лилии Юрчук.
Декорации сведены к минимуму: на сцене – фонарь, выполняющий и функцию вешалки, в зале – черный занавес. На нем герои пишут мелом две фамилии – “Ассо” и “Пиаф”. Их носили люди, которым довелось быть рядом, но недолго.